пятница, 26 января 2018 г.

Именительный и  винительный падежи имени существительного.

https://www.youtube.com/watch?v=NYod85aAM1Y


Цели урока:
  1. Образовательные: совершенствовать умения учащихся распознавать существительные в именительном и винительном падежах.
  2. Развивающие: создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
  3. Воспитательные: создать условия для развития умений работать в группе, умении вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.
Задачи урока: Создать условия для знакомства учащихся с алгоритмом распознавания именительного и винительного падежей имен существительных.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Звенит веселый колокольчик.
Если вы готовы работать, откройте ладошки новым знаниям, улыбнитесь друг другу и всем окружающим и произнесем нашу волшебную фразу «Я хочу много знать».
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Ну и грамотно писать.

Запишите число, классная работа. На полях изобразите своё настроение. Кому вы бы хотели передать (подарить) своё хорошее настроение?

2. Словарная работа

Разгадывание кроссворда (на карточках). Фронтальная работа.
  1. Антоним слову безобразный (прекрасный)
  2. Мера веса (килограмм)
  3. Где вы живете? Что вы назвали? (адрес)
  4. Однокоренное слово шоссейный, шоссейка (шоссе)
  5. Синоним слова «золотистый», янтарный цвет (жёлтый)
Что объединяет записанные слова? Если возникли трудности, сомнения, обратитесь к словарю.
Проверка. Оценка на полях.
– Какое новое слово вы видите по вертикали? ПАДЕЖ
– Запишите его в тетрадь.
– Назовите глухие согласные звуки [ п ] , [ ш ]
– Чем они отличаются? [ ш – всегда твердый ]
– Как проверить согласный звук на конце слова?
– Запишите проверочное слово. ПАДЕЖИ.
– Можно ещё по-другому проверить? ПАДЕЖНЫЙ
– Чем отличаются проверочные слова ПАДЕЖИ и ПАДЕЖНЫЙ? (форма слова, однокоренное слово).
Падеж – словоизменительная категория имени (лексическое значение [одна из категорий имени существительного])
– Что вы знаете о существительном?
Постоянные признаки:
  • одушевленное, неодушевленное;
  • собственное, нарицательное;
  • имеют род.
Непостоянные признаки: изменяется по числам, падежам;
– Как существительное ПАДЕЖ можно связать с темой урока?

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И.п., В.п. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить. А вы умеете? Помогите придворным и определите падеж слова солнце в этих предложениях.
Взошло яркое солнце.
Туча закрыла солнце.
– Почему оказались разные падежи?
– Что может помочь нам в умении отличать И. п. от В. п.?
(Как отличить?)
Давайте подумаем, какова тема сегодняшнего урока.
(Именительный и винительный падеж имен существительных.)
– Что мы уже знаем по данной теме?
Я – Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
 С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.
А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них готов прожить.
– Что вы узнаете на сегодняшнем уроке?
– Самое главное сегодня на уроке научиться распознавать именительный и винительный падежи имен существительных?
Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.

4. Работа по теме урока

– Предлагаю вам поработать самостоятельно в группе и найти ответ на главный вопрос нашего урока: как отличить именительный падеж имен существительных от винительного падежа. Обсудите это в группе и составьте алгоритм.
Работа в группе.
– Если будет трудно, то поднимите руку.
Алгоритм как отличить именительный падеж от винительного
  1. Найди в предложении имя существительное (оно обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)
  2. Определи, каким членом предложения является имя существительное (главным или второстепенным).
  3. Если это подлежащее, то существительное стоит в именительном падеже; если это второстепенный член предложения, то существительное стоит в винительном падеже.
– Расскажите, как же отличить именительный падеж имен существительных от винительного падежа.
– Как вы, используя свой алгоритм, смогли определить падеж слова солнце в наших предложениях.
– Сравните ваши ответы с выводом учебника. Стр. 81.

5. Работа по учебнику

– Авторы учебника предложили свою памятку, чем они похожи, чем отличаются?
– А я вам хочу предложить такое стихотворение
Что? – вопрос двух падежей
Различить ты их сумей.
Именительный падеж – это подлежащее,
А в винительном – обстоятельство или дополнение
Разберешься, если знаешь члены предложения.
– Как вы думаете, где пригодятся эти знания?
ФИЗМИНУТКА
На зарядку солнышко приглашает вас
 
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.
– Ребята, а на что же похожи одуванчики?
– Когда эти цветы распускаются?
– Значит, они радуются солнышку.
– Но радуются солнцу не только одуванчики, но и вся природа
Предлагаю поработать с текстом. Текст не совсем обычный, в нем есть ошибки в определении падежей.

6. Закрепление

Выпишите предложения, в которых были допущены ошибки и исправьте их.
Задание

– С какой целью выполняли это задание?
Взаимопроверка.
Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга, а для этого предлагаю правильно выполненное задание.
Поставьте оценку на полях.
Я потом проверю, насколько вы были внимательны.
– Какие знания пригодились, чтобы правильно выполнить эту работу?

7. Контроль знаний

Итогом нашей работы будет тест, он покажет, как вы научились различать именительный падеж от винительного. Выберите на карточках правильный ответ и подчеркните его.
Тест
I. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?
Н. Кто? Что?            О. Кем? Чем?
П. Кого? Что?    Р. Кого? Чего?
II. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?
А в, на, через            Я. без предлогов
В. к, по    Г. у, из, до, около
III. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?
А подлежащим          Б. сказуемым
Т. второстепенным членом     

IV. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении
Уронило солнце лучик золотой.
А И.п.           Б. Р.п.
В. Т.п.    ь. В.п.
Поставьте оценку на полях. (Если ответили верно, прочтите слово «пять»)

8. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?
– Как вы думаете, научились ли вы различать именительный и винительный падежи имен существительных? Покажите это на шкале знаний.
Вы научились и можете помочь другим.
Вы считаете, что научились распознавать именительный и винительный падежи имен существительных, но вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что было трудно на уроке.
Поставьте оценку себе за урок, сравните, пожалуйста, желаемую с реальной. Я тоже оценила вашу работу на сегодняшнем уроке.

9. Рефлексия

Покажите свое настроение от работы на уроке в тетради на полях



Определи падеж:

Запишите словосочетания, укажите падеж:

бродил по лесу – по кому? по чему? Д.п.
росли под дубом –
вспоминали о лете -
заплакал от обиды-           
подарили коня –   
                                кого? чего? Р.п.  
             Открытие способа.
Сестра, земля
-и, -ы - Р . п .               подарили коня –подарили сестр у В.п.
-у, -ю - В . п .
кого? что? В.п.

подарили шар-    
подписали тетрадь-
лепим  снеговика -

В.п.
поймал карася
В.п.
увидел волка
Р.п.
сделал для дедушки
Р.п.
испугался ужа
В.п.
заступился за малыша  ( за маму, сестру)
Р.п.
рассказ друга (мамы, сестры)
Р.п.
советы тренера

Прочитайте. О каких падежах идёт речь?
 
Есть: девочка, земля, брат, олень, пенал, окно, море, ружьё, тень
 
Вижу: девочку, землю, брата, оленя, пенал, окно, море, ружьё, тень


Корабль вошёл в порт.
Капитан поднялся на корабль.


- Что общего в этих предложениях? (слово корабль)
- На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предложении? (что?)
- На какой вопрос отвечает слово корабль во втором предложении? (что?)
- Как нам определить падеж, слова корабль, в этих предложениях. С чего мы начнем? (разберем предложения по членам)
 
- Какой вывод сделали? (В первом предложении слово корабль – главный член предложения, во – втором второстепенный).
- В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения? (В именительном)
- В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения? (в винительном.)

- Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? (С помощью предлога)
- Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже? (Нет не имеет)



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий